Для более успешного разрешения конфликта можно использовать карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Составить ее не сложно. Итак, всем участникам конфликта нужно встретиться и

  • определить проблему конфликта в общих чертах. Например, при конфликте из-за объема выполняемых работ составьте диаграмму распределения нагрузки;
  • выяснить, кто вовлечен в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);
  • совместно определить подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта.


Составление такой карты позволит:

1) ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, так как во время составления карты люди могут сдерживать себя;

2) создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания;

3) уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других;

4) создать атмосферу эмпатии, т.е. возможности увидеть проблему глазами других людей и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были поняты;

5) выбрать новые пути разрешения конфликта.

Но прежде чем переходить к разрешению конфликта, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • Хотите ли благоприятного исхода?
  • Что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями?
  • Как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон?
  • Нужен ли посредник для разрешения конфликта?
  • В какой атмосфере (ситуации) люди могли бы лучше открыться, найти общий язык и выработать собственные решения?