Сегодня обсудим профессиональные компетенции или hard skills.
О «мягких навыках» (soft skills) написано много, их называют компетенциями будущего и ставят во главу угла успешной карьеры. Но что такое hard skills? Насколько важны они сейчас?
Сначала немного матчасти:
Hard skills или «жесткие навыки» – это профессиональные, технические компетенции, которые можно наглядно продемонстрировать, оценить и проверить. В отличие от soft skills они индивидуальны для каждой профессии: уметь чертить в AutoCAD, пользоваться Excel, знать законодательство или иностранный язык, управлять самолетом, ремонтировать технику и т.д. Hard skills у человека можно сравнить с «железом» в компьютере – это основа, те навыки, которые нам необходимы, чтобы выполнять свою работу на высоком профессиональном уровне. Это наш опыт, образование, дополнительные умения и знания.
Hard skills позволяют двигаться горизонтально по карьере, т.е. улучшать и оттачивать свои знания и становиться все большим профессионалом. А Soft skills позволяют идти по карьерной лестнице вверх: успешно работать в команде, быть лидером, постоянно развиваться и уметь перестраиваться от проекта к проекту. Чем выше занимаемая человеком должность, тем выше его уровень владения «мягкими» навыками. Но, чтобы вырасти в карьере, безусловно, нужна хорошая «жесткая» база.
Поэтому для максимальной реализации своего потенциала нужно развивать и гибкие и жесткие навыки. Необходимо постоянно совершенствовать hard skills, например, проходить курсы, мастер-классы, программы профпереподготовки. И, конечно, отрабатывать свои профессиональные знания на практике.
Работодателям также необходимо качественно и полноценно обучать и оценивать hard skills сотрудников во избежание дорогостоящих ошибок подбора.