Слова, интонации и обороты, задевающие собеседника, тем самым напрягающие атмосферу в общении — это конфликтогены. Понятие ввел в оборот российский психолог и конфликтолог, доктор психологических наук Аркадий Егидес.
Дословный перевод слова «конфликтоген» — «рождающий конфликты».
Конфликтогенами могут быть не только элементы общения, но и действия, поступки: неаккуратность (уронили чашку и брызнули кофе на соседа), необязательность (договаривались — не сделал), нарушение правил приличия (не уступили бабушке место, не поздоровались с соседями, не попрощались с гостями, не поблагодарили за услугу коллегу, не позвонил родственникам…).
Пример
Одного из лучших специалистов перевели из филиала компании в центральный офис. Между новым сотрудником и «старожилами» сразу сложились напряженные отношения. Внешних причин для конфликта не было: обязанности разделены, материальные интересы сотрудников не пересекаются. Однако в дальнейшем выяснилось, что причиной негативного отношения сотрудников к новичку стали слова, которые он произнес в первый день работы. Он зашел и сказал: «Привет! Теперь я буду у вас работать. Где мое рабочее место? Здесь?».
Скорее всего, новый сотрудник не хотел портить отношения с коллективом. Он просто хотел показать, что он «свой» и готов общаться со всеми, как со старыми товарищами. Однако коллектив воспринял это как панибратство, новичок был в офисе гостем, а вел себя как хозяин. Работники ответили ему сдержанно и вежливо, но искра неприязни уже пробежала между людьми.
Это механизм действия конфликтогена. Получив в отношении себя неприятные слова, собеседник испытывает скрытое раздражение и досаду. Бессознательно он стремится их компенсировать и поставить обидчика на место. В ответ он тоже произносит обидные слова, конфликт нарастает, и цепочка конфликтогенов растет до бесконечности.
Важно помнить, что деловое общение должно быть экологичным для всех, не забывать о бесконфликтом общении, стремиться не использовать конфликтогены в деловой среде.
11.02.2022, 13:46